Битва свыше тысячи роботов прошла в Минске

Более 1200 соревнующихся, 250 тренеров из 62 городов Беларуси, России, Латвии, Украины и Казахстана собрались на VII Минском открытом роботурнире 31 мая – 2 июня 2019 года. За три дня VII Минского роботурнира – международного соревнования по образовательной робототехнике – состоялись захватывающие битвы роботов и разыграны призы для лучших робототехников в 27 категориях для детей и взрослых. 

Мы пообщались с виновниками торжества – взрослыми и юными робототехниками, которые приехали на роботурнир: кто-то в качестве участника, а кто-то – в качестве тренера или родителя.

В том, что робототехника – занятие не только увлекательное, но и полезное – уверены как тренеры, так и участники

Москалева Екатерина, педагог дополнительного образования при Гомельском государственном дворце детей и молодежи преподает робототехнику уже четвертый год: “Начинала я с EV3, как ни странно, с более взрослыми детьми, а потом перешла на WeDo с более маленькими. Потому что, как оказалось, когда дети с маленького возраста не подготовлены, у них не очень хорошо со знаниями механики – и им тяжело программировать. Поэтому мы решили, что детей нужно сразу к этому готовить и начинать с наборов WeDo, занимаясь уже во втором-третьем классах. И уже только потом переходить к программированию, а затем и конструированию моделей”.

Впрочем, это не единственная точка зрения. Тренер нескольких московских команд (с участниками от 1 до 11 класса!) Наталья Петровская считает, что преподавать робототехнику малышам нужно очень осторожно:
“Я по образованию математик-роботехник, работаю в Московском государственном университете на кафедре теоретической механики и мехатроники. Робототехника на самом деле предмет очень серьёзный и сложный, и когда ребёнок в детском саду говорит, что он великий робототехник и все знает, то это, конечно, не совсем так. Ребёнок играет, ему нравится, потому что это модно, это техника и там есть моторчики, но как только он сталкивается с трудностями и понимает, что это на самом деле сложно, то в этот момент очень важно, чтобы тренер правильно объяснил  ему, сподвиг ребёнка к тому, чтобы он трудился и не опускал руки, потому что впоследствии он будет создавать очень классные изобретения”.

Многие виды состязаний роботов – аналоги спортивных состязаний в человеческом мире: футбол, сумо, ралли, гонка с препятствиями. Как правило, чем больше имеется сходства со спортивными играми, тем сложнее робототехнические соревнования: к примеру, сыграть в футбол с автономными роботами намного сложнее, чем с управляемыми. Иногда любовь к тому или иному виду спорта может стать стимулом попробовать себя в робототехническом спорте. Участники одной из команд Екатерины Москалевой – юные фанаты футбола. На Минский роботурнир ребята заявились в категории “Управляемый робофутбол”.

"Какой-то однозначно любимой детьми категории нет: каждый ребенок выбирает ту, которая ему самому больше подходит, – утверждает Екатерина Москалева, – Еще в первые годы участия, когда дети не особо ориентировались в видах соревнований, больше я их направляла. В основном тогда мы участвовали в олимпиадах: Дуатлоне, Триатлоне, где нужно дома собрать робота, а здесь только его запрограммировать. Для детей было легче подготовиться дома, приехать со своими заготовками. Но эти соревнования выбирают, конечно, не все ребята, кому-то интересны, наоборот, экстремальные ситуации, когда не знаешь, какое будет задание. Так что есть разные ребята. В этом году ребята захотели на робофутбол, хотя на нем будут соревноваться много команд и конкуренция очень большая:  во-первых, им нравится футбол в жизни, а здесь еще можно в футбол и среди роботов сыграть".


Екатерина Москалева (слева) с "дипломированной" командой

А вот ребята помладше с удовольствием участвуют в соревнованиях по сборке моделей роботов в категориях, связанных с WeDo и программированием на Scratch. Ради участия в VII Минском открытом роботурнире некоторые ребята преодолели более двух тысяч километров!


ЗА 2 151 КИЛОМЕТР НА VII МИНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ РОБОТУРНИР


Дубоенко Татьяна, заведующая детского сада "Легополис" г. Перми, и Крендель Галина, педагог дополнительного образования в данном саду, приехали на Минский открытый роботурнир вместе с дружной командой ребят-робототехников и их родителей. Путешествие в Беларусь и участие в Минском роботурнире стало для ребят ярким и интересным впечатлением.

“Мы с ребятами давно уже стараемся выходить за рамки просто городских соревнований, – рассказывает Галина Сергеевна. – Мы постоянно ищем какие-то возможности. И теперь рассказали родителям ребят о Минском роботурнире – и они согласились… Детей очень увлекает робототехника. Благодаря робототехнике они испытывают сиюминутную радость от того, что они делают и у них получается. То есть вроде бы робототехника – непростая вещь, а у них все получается! Это классно. И дети, занимаясь робототехникой, получают позитивные эмоции. И плюс развитие, конечно же: навыки в программировании и в алгоритмике”.

“Lego может затянуть детей поддерживает коллегу Татьяна Анатольевна Он яркий, красочный. С его помощью можно создавать новый объект, а WeDo  он же из Lego... Наш краевой ресурсный центр поддержки детского технического творчества проводит очень много различных конкурсов на территории всего пермского края: и дистанционные, и в виде стартапов. У вас все выглядит немного по-другому: на тех соревнованиях, на которые мы приехали, очень видны навыки ребенка. Это не защита проекта  что можно заранее отработать  а навыки, которые реализуются “здесь и сейчас”, когда ребенок делает что-то непосредственно, не зная заранее о модели”.

Гости из Перми настроены решительно: их ребята хотят победить и радуются своим успехам.


Пермская команда завоевала почетное третье место в категории WeDo!

Хороший старт

Так же уверена в своих учениках и Светлана Викторовна Мещенко. Светлана Викторовна – учитель английского языка и информатики, куратор STEM-центра в “Лельчицкой средней школе №1”: “Хотя наши ребята начали заниматься робототехникой только в сентябре прошлого года, среди них уже есть дипломанты. В нашей школе не хватало именно занятий по робототехнике. Как только они появились, у учеников сразу же возник интерес и к программированию. Занятия робототехникой помогли детям не только открыть свой талант, но и развить упорство и трудолюбие”. Ученики Светланы Викторовны уже в четвертый раз участвуют в подобных соревнованиях, но Минский открытый роботурнир – самое масштабное.


Слева направо: Грибовская Яна (линия EV3, 7 класс); Мещенко Светлана, учитель; Мещенко Милана (Скретчевыжималка, 5 класс); Яромич Аня (Скретчевыжималка, 6 класс)

Егор Мещенко (9 класс, 2 место) 

Минский открытый роботурнир открыт для всех без исключения: главное – интерес к роботам и желание заниматься, именно в этом сила роботурнира объединять и вдохновлять на самореализацию. В 2019 году “открытый” статус роботурнира только подтвердился. В этом году впервые в Минском открытом роботурнире поучаствовали инклюзивные команды: “Inva-team” и “Inclusive girls”. Кроме того, в еще большем количестве соревновательных категориях отсутствовала возрастная планка. Самому взрослому участнику роботурнира – 60 лет, самому юному – недавно исполнилось 6 лет. Плечом к плечу с мальчиками соревновались и девочки-робототехники.

У юной участницы роботурнира Сони множество увлечений: в детском саду девочка занимается робототехникой и логикой, ходит в художественный кружок, на танцы и фигурное катание. Но самое любимое из всех увлечений – конструировать роботов. Как признается девочка, о профессии она пока что не думала, но робототехникой хочет продолжать заниматься и участвовать в роботурнирах следующих годов. Больше всего Соня любит заниматься сборкой моделей – и совсем не считает, что это занятие интересно только мальчикам.

Некоторые из школьников пришли посмотреть на состязания роботов пока что “со стороны”, как ребята из города Глубокое Витебской области, которые приехали на роботурнир вместе со своим учителем информатики Лидией. “У меня три команды соревнуются и плюс пять человек, которые приехали только посмотреть: учатся. У нас как раз скоро открывается новый кабинет информатики, так что еще больше ребят смогут заниматься программированием. Мы усердно работаем, уже и Scratch прошли, а это самое главное для нас сейчас. В следующем году наши малыши обязательно примут участие в Минском роботурнире”.

Кроме того, VII Минский открытый роботурнир был интересен и тем, кто не имеет отношение к робототехнике. Кто-то пришел посмотреть на самодельные технические устройства, созданные белорусскими мейкерами, на первый в Беларуси фестиваль мейкерства Maker Fest. А кто-то пришел за полезными советами, как выбрать профессию своей мечты и сдать ЦТ на 100 баллов: в рамках VII Минского открытого роботурнира все три соревновательных дня действовала выставка образовательных технологий, где выступили представители ведущих технических кафедр республики и лидеры образовательных инициатив, а также представили свои стенды школы, образовательные центры и университеты. На все мероприятия, которые проходили на Минском открытом роботурнире, был организован свободный вход, было бесплатным и участие в соревнованиях турнира.


Анна Исаенко, психолог-профориентолог, рассказала ребятам о выборе профессии

На фестивале мейкерства "Maker Fest" 1 июня

Из всех Минских открытых роботурниров седьмой турнир 2019 года получился самым масштабным – и, похоже, роботурнир не собирается сбрасывать обороты, а напротив, становится только еще более популярным среди детей, родителей и учителей.

Текст: Маргарита Ровбо
Фото: Константин Веко, Eon Tatiana.

42.TUT.by