Нетипичный и творческий: зачем буква “А” нужна в аббревиатуре STEAM?

На протяжении последних 15 лет в мировых образовательных практиках получает стремительное распространение STEM-подход. Концепция данного подхода была сформулирована в ответ на поиск баланса между образованием и социально-экономической сферами общества и раскрывается в практико-ориентированном обучении, основанном на естественной связи дисциплин и нацеленном на формирование навыков, необходимых для жизни в высокотехнологичном обществе. В соответствии с наиболее активно развивающимися областями экономики и их ориентацией на будущее, аббревиатуру, обозначающую этот новый подход, составили первые буквы таких областей знаний, как естественные науки (Science), технология (Technology), инженерные науки (Engineering), математика (Mathematics). Однако сейчас все чаще говорится о необходимости дополнения STEM-подхода еще одним компонентом: A art, т.е. искусством.

STEAM приходит в Беларусь

В последние несколько лет в Беларуси концепция STEM-образования также начала получать постепенное распространение, завоевывая доверие передовых педагогов и находя отклик у школьников. Распространение STEM-подхода во многом находит свое выражение в проекте Ассоциации “Образование для будущего” по созданию в Беларуси целой сети STEM-центров на базе городских и сельских учреждений общего среднего образования.

Не остается при этом без внимания и Art-компонент: уже 29 мая 2019 года Ассоциация совместно с белорусско-британской компанией Gismart открыла первый в Беларуси STEAM-центр на базе средней школы №2 города Дубровно. В этом STEAM-центре учащиеся школы, которым интересно находить новые способы для выражения себя в творчестве, смогут заниматься искусством (цифровой музыкой, живописью, графикой) при помощи новейших технологий. За счёт средств спонсора в класс были закуплены графические планшеты для занятий цифровой живописи. Более того, в лице сотрудников компании-попечителя ребята смогут найти опытных экспертов для оценки результатов своей деятельности.


Фото с открытия первого STEAM-центра в Беларуси, ГУО "Средняя школа №2 г. Дубровно",
29 мая 2019 года

В чем преимущества Art-компонента в STEAM?

Искусство и технологии в современном мире имеют тесную взаимную связь. С одной стороны, достижения в сфере науки и технологий могут применяться для создания произведений искусства и помогать творческим личностям воплощать свои задумки. С другой стороны, изготовление наукоемкой и технологической продукции также требует творчества. Как известно, одним из критериев истинности научной теории А. Эйнштейн считал ее эстетическую привлекательность. Техника и технологии не чужды красоте и их создание также требует работы дизайнера, художника или даже музыканта. Именно об этом напоминает art-компонент в STEAM-подходе к образованию.

Благодаря тому, что двигателем искусства является творчество, в STEM-подходе art-компонент может проявить себя в качестве настоящей интегрирующей силы между другими компонентами подхода. Ведь природа говорит с человеком не только на языке науки, но и на языке искусства. 


В STEAM-классе средней школы №12 г. Светлогорска, одной из победительниц
конкурса "Хочу учиться в STEM-классе!"-2018. STEAM-класс здесь был открыт 21 октября 2019 г.

Развитие креативности важно не только для тех ребят, которые планируют связать свою жизнь с искусством, но и для тех, кому интересны научные и технические изобретения. Занимаясь творчеством, дети учатся находить креативные, неожиданные решения проблем, критически мыслить, видеть вещи и события с разных перспектив, проявлять любознательность к окружающему миру.

Art-компонент в STEAM-подходе важен для формирования у детей и подростков так называемых “гибридных навыков”: когда технические навыки дополняются навыками гуманитарными. Именно на развитие такого рода навыков обращают внимание современные HR-специалисты, тогда как деление на “технарей” и “гуманитариев” уходит пылиться на полку.

Преимущество включения art-компонента в STEM проявляется также в позитивном влиянии его на психологическое состояние детей и подростков. Искусство играет важную роль в развитии эмоционального интеллекта, помогает понимать себя, делать свои чувства и эмоции более разнообразными и осознанными. И конечно же, искусство предоставляет новые возможности для созидательного самовыражения!


Творческий номер на открытии STEAM-класса в ГУО “Средняя школа №10 г. Пинска”,
9 апреля 2019 года

Текст: Маргарита Ровбо
Фото: из архива Ассоциации "Образование для будущего"