РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ "STEM-ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ”

В октябре-ноябре 2018 года по заказу Ассоциации “Образование для будущего” было проведено исследование STEM-подхода в образовании с целью разобраться в данном подходе и начать действовать.

Основой для исследования послужил широкий круг материалов по развитию STEM-образования в США, Европе, России и Беларуси, а также материалы конференции “Актуальные проблемы STEM-образования” (Минск, БГПУ им. М. Танка, 15 ноября 2018 г.) и интервью с белорусскими экспертами и практиками STEM-подхода в образовании.

Проведением исследования занимались Татьяна Водолажская (к. соц. н., научный руководитель исследования), Татьяна Коваленок (магистр, включена в работу инициативы Adukacyja.Info), Дина Король (магистр, педагог). Координатором исследования выступила Алена Мельченко, менеджер по исследованиям и развитию Ассоциации “Образование для будущего”.

В данном исследовании внимание было уделено не только опыту развития STEM-образования в Беларуси, но и мировым тенденциям понимания и распространения STEM. Исследование включало в себя несколько конкретизирующих подвопросов: что такое STEM; в ответ на какие вызовы и на чьи запросы возникло STEM-образование; как работает STEM-образование; как развивается и продвигается STEM-образование; какие дискуссии ведутся относительно STEM; а также какие перспективные направления развития существуют у STEM-подхода в Беларуси.

Если в мире STEM-подход начал заявлять о себе еще в 2000-х годах, то в Беларуси он стал проявляться совсем недавно и импульсами к его актуализации послужили развитие робототехники и программирования на уровне общего среднего  образования, а также необходимость решения ряда проблем в школьном образовании и подготовке кадров. Впрочем, оба указанных импульса имеют свой источник в представлении, что будущее социально-экономическое развитие Беларуси связано преимущественно с развитием IT-сферы.

Ядром, к которому направлена центростремительная сила STEM-образования, выступает специалист с новым типом мышления, на которого существует запрос от экономики и общества в целом. Такой специалист характеризовался бы т.наз. гибридными навыками, или рядом компетенций, получивших название 4К: коммуникация, коллаборация, креативность и критическое мышление. Однако кроме подготовки квалифицированных кадров для ИТ-индустрии и высокотехнологичного производства, STEM-образование ставит перед собой задачу развития всеобщей STEM-грамотности.

Исследователи подчеркивают, что до сих пор не существуют никакой окончательной концепции, которая дала бы точное определение STEM-образования и очертила бы его границы. Для того чтобы систематизировать представление о STEM-подходе в целом, авторы исследования предлагают трехуровневую модель реализации STEM: на уровне системы образования, на уровне отдельной школы и отдельного урока. Кроме того, отмечается, что на ступенях дошкольного обучения/начальной школы, средней и старшей школы доминирующими оказываются различные элементы STEM-подхода.

Исследователи указывают, какие программы поддержания STEM-образования существуют за рубежом (в Беларуси), при том что основным субъектом продвижения STEM-подхода все же выступает отдельная школа, коллектив которой стремится к инновациям. В материалах исследования представлены 6 основных признаков STEM-школы и поддерживающие ее факторы, а также выявляются  сложности внедрения STEM-подхода в белорусских школах и возможные обходные пути для их преодоления, в том числе и на уровне организации урока.

При этом исследователи не выступают апологетами STEM-подхода: среди материалов исследования представлены наиболее острые вопросы из дискуссий о STEM-образовании, его проблемах и возможных недостатках. Большинство из этих вопросов до сих пор не получили однозначного ответа и выступают вызовом для тех, кто обеспокоен ситуацией в современном образовании.

Ознакомиться с полным отчетом исследования можно в данной электронной брошюре. Печатная версия отчёта доступна по ссылке. Материалы исследования могут быть свободно использованы и распространяться при условии указания ссылки на источник. Ассоциация "Образование для будущего" приглашает учительские сообщества, администрацию школ и всех заинтересованных лиц к дальнейшему обсуждению и дискуссии. Ваши замечания и предложения, отзывы, идеи и обратную связь просим направлять на  с пометкой «Исследование STEM» или по теле­фону +375 29 731-70-15.