КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ У ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ?

29 ноября в рамках потока Ассоциации «Образование для будущего» на ITE-2018 представители частных школ и Министерства образования собрались вместе, чтобы обсудить настоящее и будущее частного школьного образования в Беларуси.

Участниками панельной дискуссии стали Павел Лис (директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования РБ), Вера Быкова (учредитель Ассоциации частного школьного образования в Республике Беларусь), Наталья Искорцева-Кунская (соучредитель и директор частной школы Stembridge), Валентина Чекан (соучредитель частной школы STEAM-school). Модератором панельной дискуссии выступила Татьяна Коваленок.

Согласно данным Национального статистического комитета РБ, на 2016-2017 гг. количество частных школ в Беларуси составляло менее 0,5% от общего количества учреждений общего среднего образования: это 9 учреждений среднего и 5 учреждений начального образования. В 2016-2017 гг. в частных школах обучалось 792 ребенка (в государственных 982,3 тыс.).

Подобные цифры объясняются отчасти теми стереотипами, которые сложились о частных школах и являются причиной недоверия к ним. Во-первых, это предубеждение, что частное школьное образование — бизнес и как всякий бизнес оно нацелено на получение прибыли. Во-вторых, имеется предубеждение, что частное школьное образование более “вольное” и проследить за его реальным качеством сложнее, чем в государственном учреждении.

В том, что учреждение школьного образования, созданное группой энтузиастов, вынуждено существовать в форме частного бизнеса сами учредители частных школ видят, скорее, проблему: 

"Как бизнес мы платим арендные ставки, налоги, зарплату коммерческую, [...], покупаем сами все оборудование, литературу, наглядные материалы, мебель в магазине — все по коммерческим ценам. И при этом как учреждение образования мы должны все сделать по нормативам и регламентам, начиная с высоты потолков и заканчивая орфографическим режимом в тетрадях. Бизнес работает для клиента. А кто наш клиент? Тот, кто платит за образование своих детей и предъявляет свои требования, или государство, которое выступает заказчиком на образование своих граждан? Скорее всего, и то и то — смотря с какой стороны посмотреть. И вот это непростая ситуация", — полагает Наталья Искорцева-Кунская.

Частные школы как любые частные организации могут существовать тогда, когда существует спрос и если бы каждый из этих стереотипов полностью соответствовал реальности, то такие школы едва ли могли продолжать свое существование. В любом случае, как уверены участники дискуссии, у неравнодушного к образованию своего ребенка родителя всегда существует выбор между государственным и частным школьным образованием, как и выбор между частными школами.

Участники дискуссии отмечали преимущества частного школьного образования не только с перспективы качества образования, но и с перспективы более оптимальной социальной организации общего среднего образования.

  • Частная школа может позволить себе меньшее количество детей в классе (10—15 человек) и тем самым уделить внимание каждому ребенку.

  • Частная школа благодаря своей “компактности” обладает большей гибкостью: “в мини-формате гораздо проще экспериментировать, пробовать, таким образом, выбирая и оставляя то, что работает эффективно” (Наталья Искорцева-Кунская).

  • Некоторые частные школы уже работают с вузами, благодаря чему появляется возможность ранней профилизации и профориентации детей. Уже сейчас такие школы стремятся скооперироваться с ИТ-компаниями.

  • Как социальный и экономический институт частная школа снимает нагрузку с государственного бюджета, а также предоставляет рабочие места.

Хотя ситуацию, когда частное школьное образование вытеснит государственное можно разве только вообразить, на данный момент частные школы можно рассматривать как дополнение к привычным институтам школьного образования, а в перспективе — как переходную форму к более эффективной, гибкой и интегративной модели организации школьного образования, одним из базовых принципов которой было бы партнерство. Причем речь идет о партнерстве не только с вузами, но и компаниями, как с частными, так и государственными.

“Один из важнейших вызовов у образования в целом — это цифровая трансформация мира. Навыки работы с информацией, способность совмещать аналитические навыки с креативностью, запрос на узкопрофильные специальности и профессии, необходимость решения глобальных проблем человечества - все это, на мой взгляд, те задачи, которые образование должно иметь в виду при проектировании образовательных траекторий на любых уровнях. Частное образование может быть мобильной инновационной площадкой, дополняя и помогая устоявшимся системам образования”, — утверждает Валентина Чекан.

К концу обсуждения участники дискуссии поделились своими мнениями о том, как может быть организовано школьное образование в будущем и чему оно должно учить.

“Каким будет образование через 5 лет? Возможно, это будут формы домашнего образования, — предполагает Вера Быкова.  И этому способствует новый “Кодекс об образовании” [...]. Будут соискатели, которые будут приходить и сдавать все экстерном. Возможно, будет возможность родителям больше кооперироваться. Возможно, будут симбиозы частной школы, университета и тех компаний, которые нуждаются в специалистах”.

“Часто слышу вопрос от детей, зачем учить что-то, если можно это просто загуглить. От эксперта из IBM услышала: а вот не загуглишь, потому что 80% информации, которая в мире есть, не индексируется поисковиками. И это дети должны узнать в школах”, — уверена Наталья Искорцева-Кунская.

Участники дискуссии, непосредственно имеющие отношение к организации частного образования в Республике, в ходе обсуждения не стремились противопоставить себя государственным школам как конкурентам, а, напротив, высказывали стремление выстроить с ними диалог: начать сотрудничать, обмениваться опытом и искать возможности улучшения школьного образования.

Автор текста: Маргарита Ровбо