В ПОИСКАХ «ХАКАТОНСКОГО ЧУВСТВА» на EduTHON

23—24 марта в Минске прошел образовательный хакатон EduTHON, объединивший на одной площадке учителей, представителей ИТ-сферы и просто всех тех, кого волнует тема современного образования и кто хотел бы привнести в образование позитивные изменения. В лучших традициях хакатонского “жанра” участники должны были образовать команды, выбрать свою идею, совместными усилиями проработать ее возможную реализацию при помощи современных технологий и предложить командный проект или даже готовое приложение на суд жюри. И все нужно быстро, убедительно, современно.

Энтузиастов образования из разных сфер деятельности тепло приняла у себя компания PandaDoc Minsk, офис которой на два дня превратился в креативную мастерскую. Сергей Борисюк, сооснователь PandaDoc, рассказывает, что идея такого хатакона была придумана еще в прошлом году, на митапе TeachersXPandaDoc:

Когда мы встретились на митапе, мы зарисовали, какие у нас были идеи насчет того, как можно “сближать” образование и современный мир… И вот уже на настоящем хакатоне Алена [Алена Мельченко — прим. интервьюера] представила, что три идеи уже реализованы, а четвертая — это хакатон. Мне кажется, это классный прогресс и хакатон — хорошая возможность объединить эти две вещи, ИТ и образование, воедино, чтобы мы каким-то образом коммуницировали. <...> Чем, на мой взгляд, это хорошо, так это тем, что взаимодействуют совершенно разные мнения и совершенно разные стороны. Когда ты комбинируешь это, то это позволяет находить те решения, которые реально могли бы работать.

Темы для проектов на EduTHON’е команды выбирали самые разные. От более конкретных и содержательно простых — до таких, которые достаточно сложно формализовать в конечный итоговый продукт. Участники работали над созданием онлайн диктантов, элементов дополненной реальности для уроков по геометрии, разрабатывали профориентационные и инклюзивные проекты, проекты по геймификации образования, повышению финансовой грамотности школьников, продумывали программы-помощников для школьного психолога и репетитора... — всего было 9 уникальных проектов от 9 команд.

Елена Волкова, учитель русского языка и литературы из средней школы №5 г. Солигорска, поделилась, как происходила работа в ее команде, которая, кстати, стала одним из победителей хакатона:

Мы работаем над созданием онлайн диктантов. То есть учитель заранее имеет возможность надиктовать какой-то текст, а ученик в любое удобное для него время пишет этот диктант, он может его писать и просто для себя. Предпочитительнее будет печатать на клавиатуре: тогда будет автоматическая проверка с предоставлением, при необходимости, консультации преподавателя. <...> Мы придумали, что у нас будут диктанты на те рубрики, которые детям интересны — и создали опрос через социальные сети среди учеников 7-8 классов. Победителем стала рубрика «О главном». Мы написали ее, не расшифровывая, но мы предполагаем, что там будут тексты о духовности, о дружбе, о долге, о чести… А вторая тема лидер — «В темной-темной комнате», т. е. тексты-страшилки.

Второй главный приз (от компании PandaDoc) получила команда, предложившая социальный образовательный проект. К слову, этот же проект одержал первенство в номинации "Special Education Needs" от компании EPAM.

Наша команда буквально накануне выбрала для проекта тему, которая нам всем показалась важной, — делится участница команды, учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Пинска Елена Шумак,   чтобы дети, которые не имеют возможности ходить в школу по разным причинам, не были ущемлены в правах и получили качественное образование… Мы задумали сделать такую платформу, на которой, как мы представляем, лучшие белорусские учителя, волонтеры и энтузиасты давали бы 15-минутные ролики. Причем, желательно, чтобы материал подавался в новых, необычных формах: сторителлинг, эксперименты… Чтобы это не был классический учитель у доски. И дети, например, находясь в больнице, могли бы в любое время зайти на эту платформу, посмотреть на запланированные на этот период темы — и восполнить пробелы так, чтобы, когда они вернуться в школу, они не чувствовали, что они чего-то недослышали, недопоняли. А наоборот, они были бы в преимуществе: ведь они получили знания от лучших учителей.

Удивительную продуктивность также продемонстрировал “альянс” из учителей и сотрудников ИТ-компании AR.TEAM: команда поставила перед собой задачу разработать приложение дополненной реальности для учителей геометрии — и тоже получила высокий балл от жюри хакатона, а также одержала победу в номинации "Навыки 21 века".

Приложение дополненной реальности позволит учителям математики самостоятельно создавать контент, то есть визуализацию для геометрических задач, задач по стереометрии, — рассказывает разработчик хакатонской команды, директор компании AR.TEAM Константин Петрашко. — В чем отличие от похожих продуктов, которые уже есть? Мы не создаем контент, а создаем инструмент, при помощи которого учитель, допустим, за одну минуту мог бы сам сделать 3D-модель, и школьники могли бы увидеть объемную фигуру... Тогда детям уже проще будет все это представить. Учительский состав нас направляет: как им будет удобно, что подойдет школьникам. И вчера, наверное, треть дня мы посвятили проработке механики: как же все это сделать максимально просто.

Более общую задачу поставила перед собой команда, разрабатывающая приложение для формирования и отслеживания индивидуального пути развития подростков.

Наша тема в целом, — рассказывает Леся Унучек, сооснователь проекта “В кедах”, — это личная образовательная траектория, навигатор или тьютор, помогающий ребенку выстроить свою образовательную траекторию, которая не навязана внешним миром, родителями, школой, обществом. Наш проект — это поиск начальной точки, поиск целевой точки и простраивание пути к ней. При этом подсвечиваются, какие компетенции для этого нужны (и hard, и soft). Мы взяли часть по soft-навыкам и хотим сделать такое мобильное приложение.

Для того, чтобы помочь участникам в организации совместной работы на хакатоне, у каждой команды был собственный ментор — консультант-наставник, наблюдающий за работой команды и решающий, допускать ли команду к финальной презентации. Некоторые из менторов EduTHON’а попробовали себя в такой роли впервые, как Евгения Макаревич, PM-менеджер компании SumatoSoft.

Для меня это первый опыт работы в качестве ментора на таком мероприятии, — говорит Евгения. — Мне сразу было страшно, когда мне предложили, но я решила согласиться: «почему бы и нет?»… Если бы я была просто участником, как изначально планировала, то я была бы в рамках только одного проекта и посмотрела бы на работу только одной команды. А так ты видишь, как работают все: и хотя ты больше работаешь со своей командой, ты ко всем подходишь, видишь, у кого какие возникают проблемы, можешь что-то перенести на себя. <...> У всех разный способ мышления и очень здорово наблюдать, как они коммуницируют. Если кто-то хочет попробовать менторство на таких мероприятиях, я однозначно рекомендую! Это правда здорово и необычно.

Команда, с которой работает Евгения занимается разработкой приложения для геймификации образовательного процесса через истории. Участница проекта Вероника Васильева, учитель белорусского языка, полагает, что это приложение можно будет использовать и для языкового самоопределения подростков: “Пры гэтым, звычайна, моўнае пытанне звязваюць з палітычнай сферай. Наша ж гульня атрымліваецца цалкам апалітычнай”.

Многие участники хакатона подчеркивали, что, конечно, создание таких образовательных проектов-приложений возможно, только когда будут объединены усилия людей из разных сфер. Хотя иногда разница в компетенциях и способах мышления делала коммуникацию на хакатоне достаточно непростой.

Самое интересное на всем этом мероприятии — это то, как взаимодействуют учителя и представители ИТ…, — отмечает Елена Волкова. — Потому что у нас настолько разные взгляды и отношения к некоторым вещам! И начинается это с каких-то «искр» и разговоров на совершенно разных языках. Два высших образования не позволяют понять, о чем говорят эти люди (смеется). Но в итоге к чему-то все-таки пришли, договорились.

Образование и ИТ-сфера пересеклись на хакатоне и в совершенно неожиданном ракурсе. Так, самым молодым участником EduTHON’а со стороны разработчиков стал Леша Пилюгин: ему 16 лет и, с одной стороны, он еще учится в школе, а с другой — уже является Unity-программистом в компании AR.TEAM. Несмотря на юный возраст, Леша уже неоднократно был участником хакатонов и хакатоны сыграли в его жизни прямо-таки судьбоносную роль.

На первый свой хакатон я пошел тогда, когда еще не работал: в 14 лет, — рассказывает Леша, — но тогда я уже 4 года занимался юнити. И хакатон — это как болезнь, ты один раз сходил и, когда потом тебе скажут: вот будет хакатон на выходных, ты подумаешь: “Да! Лучше я схожу”... Чтобы получить какое-то такое "хакатонское чувство", оно особенное. Им хакатон отличается от других мероприятий, типа айтишных конференций, каких-то митапов… После я был на одном из хакатонов, на котором познакомился с Костей [Константином Петрашко — прим. интервьюера] — и с тех пор я уже почти год работаю в компании AR.TEAM.

Действительно, создаётся впечатление, что “хакатонское чувство” покорило участников EduTHON’а. В том, что образовательные хакатоны — одна из наиболее продуктивных форм взаимодействия между представителями сферы образования и других сфер общества — остались убеждены большинство участников EduTHON’a, причем как со стороны учителей, так и со стороны разработчиков.

Если бы мы делали такой проект без образовательного хакатона, — говорит Константин Петрашко, директор AR.TEAM, — то это подразумевало бы от нас предварительную подготовку. Мы не могли бы просто так собрать преподавателей вокруг своей компании и сказать: "Ну рассказывайте, а мы будем думать!" Нам нужно было бы неделю готовиться, а на это тоже не всегда выделишь время. А тут мы сразу пришли — и можем начинать работать на месте. Хакатон — это возможность быстрого входа.

Я в первый раз на хакатоне, — рассказывает Андрей Шукан, 3D-дизайнер компании AR.TEAM, — и думаю, это очень продуктивно, потому что за очень короткое время нужно сделать продукт — а обычно так не делается — и надо очень быстро думать.

Это 100% выигрышный формат, — констатирует участница команды-победителя Елена Шумак. — Вообще такая концентрация умных, одухотворенных и идейных людей случается очень редко… Это интересно, потому что сама атмосфера способствует генерации каких-то идей и, даже если мы сегодня не выиграем, все идеи, которые были произнесены, они все равно остаются у нас у всех. <...> Одиночка в нашем мире выживает с трудом. Даже если на месте работает один учитель-энтузиаст, он не такой как все и ему несколько неловко. А когда он приезжает, а тут “банда” таких же, как он — это дает ему надежду и вдохновение.

Елену поддерживает и ее коллега из пинской гимназии №2,  учитель биологии Татьяна Пархомчук:
Многие встречаются здесь впервые, заводят знакомства. Мы обмениваемся контактами. Мы слушаем все остальные проекты, разговариваем о других проектах Все эти идеи поселились у нас в голове — и возможно через какое-то время они тоже прорастут в наших собственных идеях и проектах.

Было очень много моментов, от которых складывалось положительное впечатление, — говорит Александр Рубанов, учитель физики и информатики из ГУО “Плисская средняя школы им. В.А. Микулича”. — Очень прикольно было посмотреть, пообщаться с менторами, с другими учителями-педагогами, которые уже хотят что-то делать. Это классно, когда у людей загораются глаза. Интересно видеть таких людей.

Раньше ты вроде бы не задумывался над чем-то, но здесь, оказывается, столько вопросов поднимается, — замечает педагог-психолог Плисской школы Марковская Оксана Станиславовна, команда которой была занята разработкой продукта, который бы помог школьному психологу обрабатывать и хранить результаты диагностик. — И здесь вот мы просто даже посидели, послушали — и услышали столько идей реально для помощи людям, как сделать их счастливыми в собственной работе! <...> И учитывая, что мы, все-таки, из сельской школы — не всегда получается куда-то выехать... Здесь нет такого ощущения, что тебя кто-то заставляет, контролирует — как это обычно все, на недоверии строится... Приезжаешь и вдохновляешься, хочется с вами здесь быть!

Ассоциация “Образование для будущего” искренне благодарит компанию PandaDoc Minsk за активную поддержку и помощь в организации хакатона, компании EPAM Belarus, SumatoSoft и Big Data Technologies за поддержку номинаций, а также всех участников и менторов за интерес и участие!

Интервью: Маргарита Ровбо.
Фото: Татьяна Жук, а также фото из персональных страниц
участников на Facebook (Евгения Гущина, Варвара Злобина, Надежда Росолько, Ириска Митрофаненкова)