Годовой отчет Ассоциации "Образование для будущего" - 2019
В 2019 году Ассоциация “Образование для будущего”, основанная в 2017 году, осуществляла деятельность по трем основным направлениям, которые соответствуют общему стратегическому курсу организации.
Создание STE(A)M-центров на базе государственных учреждений общего среднего образования
В 2019 году Ассоциация “Образование для будущего” продолжила реализацию начатого в 2018 году проекта по созданию в Беларуси сети STE(A)M-центров – технически оснащенных классов в учреждениях общего среднего образования, где могут бесплатно заниматься школьники, заинтересованные в точных, естественных, инженерных науках, технологиях и искусстве. Специфика занятий, проводимых в STE(A)M-центрах, задается принципами межпредметности, проектного и практикоориентированного характера обучения, активной позиции ученика.
За 2019 год было создано 13 STEM-центров в учреждениях общего среднего образования различных городов и деревень Беларуси: Барановичах, Бресте, Пружанах, г.п. Шарковщине, Пинске, Бобруйске, г.п. Рассвет, Светлогорске, Дрогичине и др. 10 STEM-центров созданы по результатам конкурса “Хочу учиться в STEM-классе!”, проведенном Ассоциацией “Образование для будущего” в конце 2018 года. На данный момент в Беларуси существует уже 20 STE(A)M-центров, открытых при поддержке Ассоциации.
Среди STEM-центров также есть специальные: Junior и STEAM-центры. Junior STEM-центры отличаются от стандартных центров набором базового учебного оборудования и предназначены для занятий с детьми начальных классов. Junior STEM-центры организованы в средней школе №13 г. Бреста имени В.И. Хована и средней школе №1 г. Пружаны имени Краснознамённого Белорусского военного округа. Отличие STEAM-центров (на данный момент открыты в школах Барановичей, Дубровно, Дрогичина, Дзержинска, Солигорска, Молодечно) – наличие в обучении Art-компонента: здесь школьники могут заниматься творчеством, связанным с современными технологиями: цифровой музыкой, цифровой живописью, медиажурналистикой, созданием фоторепортажей.
Ассоциация стремилась содействовать тому, чтобы открываемые STEM-центры были закреплены за компаниями-попечителями и таким образом могли получать экспертную оценку своей деятельности.
Работа со школьниками
В октябре 2019 года Ассоциацией “Образование для будущего” был запущен аналог проекта “ИТ-каникулы” под названием “Prof-Vacation”, первый сезон которого прошел уже в ноябре 2019. Для проведения профориентации в регионах было организовано несколько конференций ProIT (состоялись в Бобруйске, Могилеве, Мозыре).
С 9 по 17 августа 2019 года Ассоциацией “Образование для будущего” совместно с компанией ЭПАМ Системз проводился социальный образовательный семинар “Junior Ignite Camp”-2019 для подростков из Могилевской области. За время семинара ребята смогли подтянуть знания в иностранных языках, программировании, поучиться робототехнике и ораторскому искусству, а также пройти самую настоящую “Школу предпринимательства”, поработав над собственными проектами от идеи до презентации продукта “инвесторам” в формате ролевой игры.
В 2019 году состоялся VII Минский открытый роботурнир, самый массовый за всю историю проведения Минских открытых роботурниров и других робототехнических соревнований в Республике Беларусь. С 31 мая по 2 июня на седьмом Минском открытом роботурнире сражались в сообразительности и находчивости 1200 робототехников из 62 городов Беларуси, России, Латвии, Украины и Казахстана. Помимо соревнований, программа седьмого Минского открытого роботурнира включила Выставку образовательных технологий, где выступили и провели мастер-классы представители ведущих вузов и образовательных проектов Беларуси, а также первую в Беларуси ярмарку мейкерства Maker Fest.
В ноябре 2019 года Ассоциацией “Образование для будущего” дан старт международному проекту “Кубок по образовательной робототехнике” (или КОР). КОР – это серия семи равнозначных робототехнических турниров в различных городах Беларуси, соревноваться в которых могут школьники, студенты и взрослые из Беларуси и других стран. В 2019 году состоялось три из семи турниров: в Пинске, Минске и Гомеле. Планируется, что проект завершится VIII Минским открытым роботурниром в июне 2020 года.
Ассоциация “Образование для будущего” предоставила поддержку для поездки белорусских школьников и студентов на Всемирную олимпиаду роботов и международные робототехнические соревнования Robotex International. На Всемирной олимпиаде роботов (8-10 ноября 2019 г.) в Венгрии ребята, сыгравшие в основной младшей категории (“Regular Elementary”), показали лучший результат за все предыдущие выступления Беларуси на олимпиаде, заняв 10 место из 92. А на Robotex International (29 ноября - 1 декабря) белорусские школьники заняли третьи места в категориях "Lego Line Following" и "Girl’s Firefighting".
Работа с педагогами
За 2019 год Ассоциация провела несколько региональных конференций ProSTEM, посвященных практикам использования STE(A)M-подхода в белорусских школах. Такие конференции, полезные для учителей, методистов и руководителей учреждений образования, прошли в Шарковщине, Солигорске, Бобруйске, Дзержинске, Могилеве, Орше, Дрогичине и Мозыре. Спикерами конференций часто становятся педагоги и руководители различных образовательных проектов г. Минска, а также кураторы белорусских STEM-центров, приезжающие к своим коллегам из других городов и желающие поделиться накопленным опытом.
Для преподавателей робототехники Ассоциацией была организована образовательная программа с посещением школ Латвии и Эстонии, состоявшаяся в рамках поездки на Robotex International - 2019. Ассоциация также оказала содействие в посещении белорусскими педагогами международной конференции по новым образовательным технологиям “EdCrunch” в Москве 1–2 октября 2019 года, среди спикеров которой были виднейшие представители организаций и компаний, оказывающих влияние на формирование мировой образовательной политики.
При поддержке Ассоциации “Образование для будущего” три группы педагогов из различных школ Беларуси, где открыты STEM-центры, прошли курсы повышения квалификации при БГПУ им. М. Танка по программе “Основы образовательной робототехники для реализации программ факультативных занятий”. В начале 2019 года состоялся митап для педагогов “STEAM-обучение: практики реализации”, а в апреле – исследовательский митап “STEAM-подход в педагогике детства” на базе БГПУ. Также Ассоциацией и STEM-амбассадорами были поддержаны летники для учителей: “Учителя для учителей” (5–9 августа 2019 г.), методический лагерь для учителей в Ольховке (1–7 июля 2019).
23–24 марта в Минске при поддержке Ассоциации “Образование для будущего” и компании PandaDoc прошел образовательный хакатон EduTHON, объединивший на одной площадке учителей, представителей ИТ-сферы и просто всех тех, кого волнует тема современного образования и кто хотел бы принести в образование позитивные изменения. В рамках работы хакатона учителя смогли проработать вместе с ИТ-специалистами совместные образовательные проекты, получить консультационную помощь, а лучшие проекты – стартовую финансовую поддержку.
Мы благодарим наших партнёров, коллег, всех участвующих в проектах, волонтёров, а также всех неравнодушных людей за помощь и поддержку!
Предыдущий отчет за 2018 год