Развитие STEM-подхода и STEM-центров в Беларуси

Активное >1000 участников

С 2017 года Ассоциация “Образование для будущего” содействует концептуальным исследованиям и практической реализации STEM-подхода в белорусском образовании.

КОНЦЕПЦИЯ STEM В ОБРАЗОВАНИИ

STEM-подход – одна из мировых тенденций в современном образовании, идея которой содействует цели сократить разрыв между образованием и социально-экономической сферой. STEM расшифровывается как S – Science (наука), T – Technologies (технологии), E – Engineering (инженерные науки), M – Mathematics (математика).

В самом общем смысле под аббревиатурой STEM понимается комплекс дисциплин в естественных, технологических, инженерных науках и математике, направленных на подготовку специалистов для развития инновационной экономики.

Важными принципами STEM-подхода являются:

— установление межпредметных связей как STEM-дисциплин, так и любых других учебных предметов;
— ориентированность на работу со значимыми практическими проблемами;
— использование проектного подхода и командной работы;
— высокая степень самостоятельности учащихся в поиске ответов и решений, учитель играет роль фасилитатора или ментора;
— использование как “подручных”, так и цифровых средств решения задач.

В октябре-ноябре 2018 года по заказу Ассоциации “Образование для будущего” было проведено исследование STEM-подхода в образовании, с результатами которого можно ознакомиться здесь.

ОТКРЫТИЕ STEM-ЦЕНТРОВ НА БАЗЕ БЕЛОРУССКИХ ШКОЛ

STEM-центр – класс, открытый на базе учреждения общего среднего образования, где дети под руководством специально подготовленных педагогов могут бесплатно заниматься по основным STEM-направлениям и работать над собственными STEM-проектами.

Первый в Беларуси STEM-центр, “STEM-Park”, при содействии Ассоциации "Образование для будущего" был создан 16 декабря 2017 года в ГУО "Средняя школа №20 г. Борисова".

В апреле 2018 года Ассоциация “Образование для будущего” запустила проект по созданию целой сети STEM-центров на базе региональных учреждений общего среднего образования Беларуси. Цель проекта – предоставить возможность качественного и инновационного школьного образования максимальному количеству детей. Устойчивая система STEM-центров может не только выступить в качестве социального лифта для способных детей, но и сделать вклад в развитие районных городов и деревень. Всего за 2018 год появилось 7 STEM-центров и к концу года в них уже обучалось 847 детей. 

В конце 2018 года Ассоциация “Образование для будущего” провела конкурс республиканского масштаба “Хочу учиться в STEM-классе!”, по результатам которого были определены 10 школ и гимназий, в которых будут открыты STEM-центры в 2019 году. Учреждения общего среднего образования, поучаствовавшие в конкурсе (а это более 250 заявок), составили резерв учреждений, на который будут ориентироваться при создании системы STEM-центров в будущем.

Открытие каждого STEM-центра требует покупки оборудования для занятий: ноутбуки, наборы для робототехники, дополнительное оборудование в зависимости от потребностей школы. Покупка производится за счет средств спонсора – той или иной ИТ-компании – и передается в учреждение образования согласно указу Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. №300.

Сотрудники компании-попечителя могут увидеть результаты своего вклада, а также поучаствовать в судьбе способных ребят из небольших городов и деревень через предоставление экспертизы школьным STEM-проектам.

ВИДЫ STEM-ЦЕНТРОВ

В зависимости от интересов учащихся STEM-центры могут иметь различные тематические направления с акцентом тот или иной STEM-компонент. Направление STEM-центра отражается в наличии в классе дополнительного оборудования, а также в его дизайнерском решении.

Отдельным типом STEM-центров являются Джуниор STEM-центры, предназначенные для занятий со школьниками младших классов. Джуниор STEM-центр может стать первым шагом в знакомстве ребят с миром алгоритмики, робототехники и экспериментальной науки. Джуниор STEM-центр отличается от обычного STEM-центра комплектом учебного оборудования.

Поскольку в STEM-подходе к образованию отмечается важность развития у учащихся как технических, так и гуманитарных навыков, наряду со STEM-центрами стали открываться и STEAM-центры: в набор их базовых дисциплин входит Art-компонент (искусство). В STEAM-центрах школьники могут заниматься медиа журналистикой, цифровой музыкой и живописью и т.п.

В планах Ассоциации “Образование для будущего” – сделать систему STEM-центров многоуровневой. Сеть региональных STEM-классов планируется дополнить областными STEM-хабами, в которых наиболее одаренные ученики региональных STEM-центров могли бы заниматься инженерно-техническим творчеством вместе со студентами колледжей и вузов. Все областные STEM-хабы в перспективе должны быть скоординированы с национальным STEM-центром в Минске, занимающимся подготовкой детей и подростков к международным конкурсам.

Публикации об открытии STEM-центров:

2018
STEM-центры в ГУО "Учебно-педагогический комплекс ясли сад-средняя школа №24 г.Борисова" и ГУО "Лошницкая гимназия Борисовского района" - 9 апреля
STEM-центры в Лельчицкой средней школе №1, гимназии №3 г. Барановичи, гимназия №4 г. Барановичи - 1 и 4 сентября

2019 
Junior STEM-центр в ГУО “Средняя школа №13 г. Бреста им. В.И. Хована” - 5 марта 2019
STEM-центр в ГУО "Средняя школа №10 г. Пинска" - 9 апреля
STEM-центр в ГУО "Гимназия №3 г. Бобруйска" - 17 апреля
STEAM-центр в ГУО "Средняя школа №2 г. Дубровно" - 29 мая
STEM-центр в ГУО "Средняя школа №1 г.п. Шарковщина" - 6 сентября
STEM-центр в ГУО "Средняя школа №17 г. Орши" - 24 сентября
STEM-центр в ГУО "Рассветовская средняя школа Клецкого района" - 1 октября